Кустова Светлана Ивановна, учитель информатики высшей категории

 

1. Проектная деятельность на уроках информатики.

Учителем информатики я работаю с сентября 1991 года, т. е. более 15 лет. В 1991 году в нашем кабинете информатики был установлен стандартный класс УКНЦ на базе компьютера «Электроника МС 0511». Преподаю я два предмета: информатику и технологию в 10 и 11 классах. Работаю по авторской программе, которая утверждена в Краснодарском институте дополнительного профессионального образования учителей.

Первые годы ушли на то, чтобы хорошо освоиться в своем предмете. Но уже через 2-3 года я начала применять индивидуальную и коллективную работу над заданиями с дифференцированной формулировкой, причем уровень сложности учащиеся выбирали, сами, реально оценивая свои знания. С тех пор на этом принципе основывается мое сотрудничество с детьми. В течение последних 12 лет изучение каждой темы на уроках технологии завершается выполнением учащимися зачетной работы. Я выдаю общие рекомендации к работе и оговариваю сроки промежуточных проверок и сдачи, а тема, уровень сложности и объем работы – на выбор учеников. Например, в течение нескольких лет для графической зачетной работы (в конце 11 класса) я предлагала тему «Времена года». Была небольшая программа на Бейсике[1].

Из этой базовой программки я предлагала ученикам сделать зачетную работу, учитывая рекомендации к ее содержанию:

1. Желательно, чтобы смена времен года происходила на одном и том же рисунке, который мы называем «Основной рисунок» или «Базовый рисунок» – тогда появится возможность применить хотя бы одну подпрограмму, содержащую этот рисунок.

2. Должны быть применены наиболее рациональные приемы программирования (циклы, блоки данных, подпрограммы, случайные координаты и т.д.). Оценка за нерациональные приемы работы (построение большого контура без блока данных, одинаковых изображений без цикла или подпрограммы, прямоугольника в четыре строки и т.д.) снижается.

3. Программа должна начинаться с заставки, содержащей название работы и сведения об авторах. Заставка может быть текстовой, графической или смешанной.

Учащиеся знакомились с критериями оценки работ[2], которые были дифференцированными, т.е. хорошо знали, какую оценку они получат за свою работу.

Ребята сами выбирали рисунок, который будут создавать в программе, и дополнения к каждому времени года, их сложность. Причем наиболее одаренные дети могли взять индивидуальную тему: обучающе-контролирующую программу с иллюстрациями и рекомендациями; собственный редактор (графический); игру; развлекательную программу.

Работы, которые получались в результате таких заданий, выходили за рамки изученного материла, ученики для достижения своей цели самостоятельно или с моей методической помощью находили интересные и нестандартные решения для своих работ. Сдача работ, их проверка, разбор проводились как совместное обсуждение и демонстрация наиболее интересных работ или их фрагментов. Для детей такие работы становились в какой-то степени проектами. Но я считаю, что это работа была творческая, самостоятельная с элементами исследования, но еще не проект.

В 2000 году в школы по президентской программе начали поступать современные компьютеры. Детям стало доступно изучение компьютерных технологий. Систему зачетных работ, в измененном виде я перенесла и на работу с современной техникой. Первые 2 года были сложности из-за небольшого количества компьютеров, но все равно, в конце изучения каждого приложения (из пакета Microsoft Office) ребята выполняли зачетные задания. Изменились требования, изменилась среда, в которой работают ученики, но неизменным осталось то, что тему, объем и уровень сложности дети выбирают самостоятельно и работу выполняют самостоятельно, но с контролем и методической помощью с моей стороны.

Ну, а теперь непосредственно о нашем проекте. В Краснодарском крае несколько лет назад главой краевой администрации Ткачевым Александром Николаевичем был введен региональный предмет «Кубановедение», на котором дети знакомятся с историей, традициями, природой, промышленной и культурной жизнью края.

1 сентября 2006 года нашей школе МОУ СОШ № 12 исполнилось 30 лет, но история образования в нашей станице началась в 1875 году, т.е. были другие школы, другие учителя. Я решила подготовить презентацию для учителей кубановедения и учащихся по истории и традициям школ, которые существовали в станице в разные годы (мой подарок школе к 30-летию). Во время поиска материала, попутно всплывали интересные сведения в других областях истории станицы. Особенно интересный материал по истории наших церквей и часовен и о судьбах казаков[3]. Мне самой этот материал охватить очень трудно, да и не мой это профиль. Решила привлечь учеников-старшеклассников и начинающего учителя кубановедения Кузнецову Татьяну Васильевну. В этом учебном году (2006-07) мы начали работу над интегрированным проектом информатика-кубановндение по теме «История станицы». Работа выполняется для школьного музея.

Целью работы является:

1. пополнить фонды школьного музея «Истории станицы Некрасовской» современным или неизученным материалом о событиях начала-середины XX века;

2. заинтересовать учеников историей своей малой Родины;

3. научить ребят проводить исследования, как в поиске материала, так и в его оформлении.

Мною и учителем кубановедения, были подобраны и предложены ученикам на выбор темы, затрагивающие разные грани истории нашей малой Родины:

- роды казачьи (их в станице сотни);

- история старых зданий (только значимых не менее десяти);

- история одного места (есть места, которые за 100 лет неоднократно менялись);

- учительские династии школы (в школе 2 династии с третьим поколением и 7 с двумя);

- история православной культуры станицы (она трагична и богата);

- казачьи обряды нашей станицы (в чем-то они схожи с другими станицами, но есть и свои);

- история нашей школы;

- мы здесь учились (о выпусках, пока только юбилейных).

Ребята от себя предложили дополнительно темы:

- дома, которых нет;

- что потеряли, что приобрели;

- история учреждений и организаций станицы (о каждом отдельно).

Работу учащиеся будут вести по двое, т.е. появится еще и элемент сотрудничества. К выбранной теме мы совместно (учителя и ученики) разработали опорные вопросы и круг людей, с которыми по этой теме можно поговорить. Круг вопросов и людей[4] может расширяться по мере изучения темы.

Задача учеников: собрать как можно больше фото[5] и устного материала, посетив и опросив пожилых и старых жителей станицы, а затем оформить его в установленные сроки в виде зачетной работе по той теме, которая изучается. В проект включились одновременно 10 и 11 классы, но этапы работы у них будут разными. Ученики 10 класса будут вести работу над темой 2 года, создадут зачетные работы в приложениях Microsoft Office: Word, Power Point, Excel, некоторые в Front Page, и в любом графическом редакторе по выбору. Учащиеся 11 класса выполнят работы в Power Point, т.е. создадут презентации, и к ним выполнят в приложении Word текстовый документ с пояснениями к каждому слайду.

Работа уже ведется. Выбраны темы, оговорен круг вопросов и люди, обладающие информацией по теме, с ними согласовано посещение учениками. Уже созданы черновые наброски  презентаций у учеников 11 класса (у некоторых очень значительные) и частично собран фото- и устный материал в 10 классе. Работу дети выполняют увлеченно, творчески. Самым слабым ученикам я предложила разрабатывать тему своей родословной (казачьей династии), это и легче и, обычно, заинтересовывает детей, т.к. они могут рассказать о семье и это дает им повод с гордостью поведать всем о своих предках. Ученикам одаренным предложены более глубокие, более трудные и более значимые темы. Например, «История православия в нашей станице», «Обряды нашей станицы», «История старых зданий» и другие. По опыту предыдущих лет знаю, что не у всех детей будут интересные и полные работы. Это зависит от отношения учащихся к учебе, от их способностей или здоровья. Но собранные ими крупицы информации будут обобщены и использованы следующими классами. То есть работа на этом, я думаю, не прекратится, незавершенные значимые проекты будут предложены на следующий учебный год новым ученикам.

Каждая работа будет рассмотрена и обсуждена в классе, а презентации будут вынесены на общий просмотр: их будем транслировать на классных часах, уроках кубановедения, родительских собраниях, вечерах встречи с выпускниками. Электронные копии лучших ученических работ по согласованию с администрацией школы будут переданы в школьный музей.

Все ученики получают во время выполнения работы текущие оценки по технологии, а в конце работы, после ее защиты, оценку по информатике. В апреле ученики 11 класса защитят наиболее интересные работы на ежегодной школьной научно-практической конференции.

По этой теме мы уже приняли участие в краевом конкурсе «Музейный урок»[6], а в феврале по сценарию «Музейного урока» примем участие в семинаре учителей кубановедения, который пройдет в нашей школе.

 

По почте я вышлю диск с материалами, которые отправлю по E-mail и полностью материалы к конкурсу «Музейный урок», т.к. они содержат первые детские наработки (презентации) – это начало нашего проекта.

 

Кустова С.И., учитель высшей квалификационной категории


 

[1] Приложение 1

[2] Приложение 2

[3] Авдеев Петр Афанасьевич, козак из нашей станицы, первый запевала гимна Кубани «Ты, Кубань, ты наша Родина» был расстрелян в 1925 году.

[4] Встреча с людьми должна быть согласована заранее.

[5] Фотографии сканируются и возвращаются хозяевам.

[6] Электронную часть и сценарий «Музейного урока» я отправлю по почте – это зримое представление о начале нашей работы.

 

 

 

2. СТАНИЦА

 

Электронная история станицы Некрасовской

 

Любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, своему населенному пункту. И, хотя я родилась не в станице Некрасовской, детство, юность и большую часть сознательной жизни прожила здесь. Меня заинтересовали история, обряды и быт нашей станицы.

Я 16 лет работаю в школе № 12 учителем информатики. Многие удивятся такому вступлению: причем тут информатика, если речь идет о кубановедении. Но связь очень тесная. Несколько лет я оказывала помощь при подготовке материалов по кубановедческим конкурсам и сначала заинтересовалась, потом увлеклась, а затем и «заболела» этим предметом.

В 2006 году школе № 12 исполнилось 30 лет и логично вспомнить о том, как развивалась история образования в нашей станице, какие и когда существовали учебные заведения, как учились дети. Я решила подготовить электронную презентацию[1] для наших учителей кубановедения и учащихся по истории и традициям школ, которые существовали в станице в разные годы (это мой подарок школе к 30-летию). Во время поиска материала, попутно всплывали интересные сведения в других областях истории станицы.

Как-то незаметно у меня скопилось довольно много данных о станице, которые я собирала по крупицам в разговорах с пожилыми людьми. Они с удовольствием делились своими воспоминаниями. Наверно потому, что редко к ним обращаются, мало внимания они получают, несмотря на возраст и былые заслуги. Память у многих из людей за 70-90 лет и старше такая, что и молодые позавидовать могут. Вот и рассказывают они о днях своего детства и молодости, о том, как работали, праздновали, какие обряды были в станице. Особенно интересный материал по истории наших церквей и часовен и о судьбах казаков[2]. Имея такой материал невозможно его не обнародовать, не сделать его достоянием людей. Очень хочется, чтобы как можно больше станичников знали историю станицы, дорожили памятью о ее прошлом. Может быть, тогда люди будут бережнее относиться к памятникам старины и стараться, сохранять их, делая станицу лучше и краше.

Самой обобщить и обработать такой большой материал для меня невозможно, да и не мой это профиль, и тогда я решила прибегнуть к помощи старшеклассников. Ребята откликнулись. Предложила сотрудничество учителю кубановедения Кузнецовой Татьяне Васильевне, которая тоже увлечена историей станицы и края и только что блестяще защитила диплом о казаках-некрасовцах. Поэтому мое предложение ее заинтересовало.

В 2006-07 учебном году, в ноябре, мы на уроках технологии начали работу над интегрированным проектом информатика-кубановндение по теме «История станицы». В нашей школе есть музей истории станицы и школы, в котором, благодаря поисковой работе учеников под руководством учителя истории Калмыковой Розы Николаевны, собран богатый материал по революции, ВОВ и работе при советской власти. Экспозиция музея собиралась в основном в 60-80-е годы XX века и поэтому не отражает многих сторон жизни станицы. Мы решили восполнить этот пробел.

Итак, цель нашей работы:

1. пополнить фонды школьного музея «Истории станицы Некрасовской» современным или неизученным материалом о событиях начала-середины XX века;

2. заинтересовать учеников историей своей малой Родины;

3. научить ребят проводить исследования, как в поиске материала, так и в его оформлении.

Мною и учителем кубановедения, были подобраны и предложены ученикам на выбор темы, затрагивающие разные грани истории нашей станицы:

- роды казачьи (их в станице сотни);

- история старых зданий (только значимых не менее десяти);

- история святого места (это небольшой участок парка, который за последние 100 лет пережил неоднократные изменения);

- учительские династии школы (в школе 2 династии с третьим поколением и 7 с двумя);

- история православной культуры станицы (она трагична и богата);

- казачьи обряды нашей станицы (в чем-то они схожи с другими станицами, но есть и свои);

- история нашей школы;

- мы здесь учились (о выпусках, пока только юбилейных).

Ребята от себя предложили дополнительно темы:

- дома, которых нет;

- что потеряли, что приобрели;

- история учреждений и организаций станицы (о каждом отдельно).

Работу учащиеся ведут по двое, т.е. имеет место элемент сотрудничества. К выбранной теме мы совместно (учителя и ученики) разработали опорные вопросы и круг людей, с которые могут о ней рассказать. Круг вопросов и людей[3] расширялся по мере изучения темы.

Задача учеников: собрать как можно больше фото[4] и устного материала, посетив и опросив пожилых и старых жителей станицы, а затем оформить его в установленные сроки в виде зачетной работе по той теме, которая изучается. В проект включились одновременно 10 и 11 классы, но этапы работы у них будут разными. Ученики 10 класса будут вести работу над темой 2 года, создадут зачетные работы в приложениях Microsoft Office: Word, Power Point, Excel, некоторые в Front Page, и в любом графическом редакторе по выбору. Учащиеся 11 класса выполнят работы в Power Point, т.е. создадут презентации, и к ним выполнят в приложении Word текстовый документ с пояснениями к каждому слайду.

Работа в разгаре. Выбраны темы, оговорен круг вопросов и люди, обладающие информацией по теме, с ними согласовано посещение учениками. Уже созданы в основном презентаций у учеников 11 класса (у некоторых очень значительные), собран богатый фото- и устный материал в 10 классе и начата работа по созданию презентаций по темам. Работу дети выполняют увлеченно, творчески. По опыту предыдущих лет знаю, что не у всех ребят будут интересные и полные работы. Это зависит от отношения учащихся к учебе, от их способностей или здоровья. Но собранные ими крупицы информации будут обобщены и использованы следующими классами. То есть работа на этом, я думаю, не прекратится, незавершенные значимые проекты будут предложены на следующий учебный год новым ученикам.

Каждая работа будет рассмотрена и обсуждена в классе, а презентации будут вынесены на общий просмотр: их будем транслировать на классных часах, уроках кубановедения, родительских собраниях, вечерах встречи с выпускниками. Электронные копии лучших ученических работ по согласованию с администрацией школы будут переданы в школьный музей.

Все ученики получают во время выполнения работы текущие оценки по технологии, а в конце работы, после ее защиты, оценку по информатике. В апреле ученики 11 класса защитят наиболее интересные работы на ежегодной школьной научно-практической конференции.

По этой теме мы уже приняли участие в краевом конкурсе «Музейный урок»[5], правда результаты его пока не известны. 14 февраля наша школа принимала на районном семинаре учителей кубановедения. По сценарию «Музейного урока» мы приняли в нем участие. Кроме презентации, созданной нами, учителями, по истории школы, которая открывала музейный урок, отобрали 6 ученических презентаций. Провели тщательный отбор работ, его прошли не только работы учеников 11 класса, но и одна работа 10 класса. Темы для показа гостям мы выбрали разные: «Моя станица» (Гиреева Таня, 11 класс), «История православной культуры станицы Некрасовской» (Невшупа Владислав и Никулин Дмитрий, 11 класс), «Казачий род Микуновых» (Микунова Валентина и Степанова Оксана, 11 класс), две работы «Учительские династии» (Гиреева Татьяна и Федосова Виктория, 11 класс; Мамичева Ирина и Сапсай Яна, 10 класс), «Выпуск – 20 лет спустя» (Кравченко Мария и Пащенко Юлия, 11 класс). Из-за регламента две первые темы пришлось сильно сократить как по слайдам, так и в пояснениях к ним, а три последние вообще дать обзорно, т.е. показать усеченную версию презентации и сжатое пояснение к ней, а не к каждому слайду. Ребята с честью защитили свои работы, несмотря на сильное волнение. Особо хочется отметить работу учеников 11 класса Невшупа Влада и Никулина Дмитрия «История православной культуры станицы Некрасовской». При ее подготовке ребята провели огромную работу по поиску материала. Это и беседы с жителями станицы, и фотосессии (не всегда безопасные), и обсуждение с учителями. В работе много впервые обобщенного материала, который был неизвестен даже отцу Сергию, священнику нашего станичного храма, который присутствовал на семинаре.

Отзывы наших гостей были очень лестными. К семинару мы подготовили диск, на который записали все презентации, показанные гостям, в полном варианте и с полными пояснениями. Этот диск мы передали в методический кабинет РУО, куратору предмета «Кубановедение» Минченко Е.И.

На этом работа не закончена. Невозможно остановить творческий порыв учеников 11 класса, которые продолжают поиск по своим темам, пополняют и шлифуют свои работы. Ученики 10 класса только изучают создание презентаций и делают первые шаги в своих работах. Так что работа в разгаре…

Кустова С.И., учитель высшей квалификационной категории


 

[1] Далее по тексту термин «презентация» означает «электронная презентация»

[2] Авдеев Петр Афанасьевич, казак из нашей станицы, первый запевала гимна Кубани «Ты, Кубань, ты наша Родина» был расстрелян в 1925 году.

[3] Встреча с людьми должна быть согласована заранее.

[4] Фотографии сканируются и возвращаются хозяевам.

[5] Электронную часть и сценарий «Музейного урока» я отправлю по почте – это зримое представление о начале нашей работы.

 

 

Hosted by uCoz