Степанова Нелли Дмитриевна, учитель литературы и русского языка высшей категории
Некрасовская станица – это истории страница!
Сколько весен отшумело
Над станицей, над землей,
Сколько песен отзвенело
Над родимой стороной.
Ребята! Мы сегодня отправляемся в увлекательное путешествие по тропе топонимов станицы Некрасовской и приоткроем еще одну страницу истории родной сторонки.
Тема нашего урока : « История станицы Некрасовской в топонимах».
( на экране тема урока)
Это слово образовалось из двух греческих слов tonos- место, местность и опута – имя.
Мир в котором мы живем – это воистину мир имен и названий. Как возникли названия сел, городов, рек? Почему люди балку называют Кизиловой, лес – Горелым, а район станицы Пугачевкой? Вот тут-то нам нужно взять в руки воображаемую лопату, как у археолога, чтобы слой за слоем раскапывать названия, проникать в прошлое, именно так и начинается увлекательный топонимический поиск, наши исследования названий, биография которых прячется в лабиринтах истории.
Край древний, край отчий,
Степной и былинный,
Пройду по станице – в душе именины
Летят, словно стая годов вереница,
Станица родная, святая землица!
Дети! Давайте пройдем сейчас по станице и расскажем о далекой и близкой нам станице Некрасовской.
( на экране названия четырех районов станицы, на которые до революции делилась Некрасовская).
Наш урок музейный, весь урок нас будут сопровождать экспонаты музея.
Ученица: Самый отдаленный район у нас назывался Вершиной. Сразу за школой была Босьва. Здесь жили малоимущие люди, бедные, отсюда такое презрительное название.
Зубкова Оля: Был и есть сейчас район, который называется Пугачевкой. Близко к хатам казаков подступали заросли терновника и боярышника, а в них по ночам кричали сычи, в народе называемые пугачами. Своим криком они пугали людей, поэтому и Пугачевка.
Романенко Анастасия: Самым интересным районом была Рвачевка. Здесь около берега Лабы проходили кулачные бои, кулачки. Жил у нас в станице казак Семен Николаевич Игнатенко, 1900 года рождения. Он рассказывал, что молодые казаки отчаянно рвались в схватку. Смертельные исходы были очень редки, а вот одежду в клочья обязательно изорвут. Вот поэтому и назывался район Рвачевкой.
Учитель: Василий Алексеевич Калугин рассказывал, что в районе Пугачевки был район, именуемый Порожняком. Здесь было пустое место, пустырь, на котором тоже проходили кулачки. Здесь жили отчаянные кулачники Захар Писанов, Захар Шкалдыков и Захар Михайлов.
Они славились смелостью и удалью и могли одним ударом вывести незадачливого бойца из строя и тогда пострадавшего приходилось тащить к Лыковскому колодцу « отливать», т. е приводить в чувство.
Дети, а почему еще назвали район Порожняком.
Саша Бондарева : Здесь было место пустое, и землю выделяли для постройки домов иногородним.
Учитель: В районе Рвачевки была Красюкова Яма, это углубление сохранилось по сей день. Здесь тоже проходили кулачные бои.
Дети, а когда могли казаки позволить себе данные развлечения?
Ответы детей; Это проходило зимой.
Летом нужно было в степи работать
Учитель: Но какими бы отчаянными и бесшабашными не были казаки они обязательно мирились, веселились и пели веселые частушки, которые мы сейчас споем, используя экспонаты музея.
У плетня, на котором висят экспонаты, дети исполняют частушки.
Елочки, сосеночки
Зеленые, колючие
В Некрасовской девчоночки
Веселые, певучие.
2. Бей, частушка, как из пушки,
Заливайся соловьем
Мы станичные частушки
Под гармошки пропоем.
3. Ой, топ черевички
Люблю Грица
По привычке
Ой, топ гопака
Люблю Грица – казака
Я плясал в три ночи
Потерял сапоги,
Оглянулся назад
Сапоги мои стоят
Девки, праздничек идет,
Кто нас покатает. У Петруни во дворе
Сивка пропадает
Дай, батя, мне коня
Вороные ножки
Буду девочек катать
По большой дорожке
Ставь, маменька, самовар,
Золотые чашечки
Придет сватать гармонист
В вышитой рубашечке.
Моя милка маленькая,
Чуть побольше валенка
В лапотки обуется
Как пузырь надуется.
Ой, купила ноговички
В них я танцевала
Чернобрового Васильку,
Тай, причаровала
Взял пилу на полу,
Взял полено на колено
Сам колю, сам пилю,
Сам и печку растоплю.
Заморочила меня
Шапочка кубаночка
Завлекла, любить не стала
Девка атаманочка.
Я частушки сочиняю,
Целый день я их пою
Приезжайте ко мне в гости
Я в Некрасовской живу.
Учитель: Вот прозвучали веселые частушки, ожили экспонаты нашего музея. И чаще всего пели Некрасовцы на берегу Лабы, в районе Персии. А почему же назывался район так.
Науменко Игорь: За Лабой была Адыгейская сторона, в народе адыгов называли персами, поэтому улицу, которая тянулась, вдоль речки называли Персией.
Учитель: Улицы станицы – это страницы увлекательной книги, которую мы сейчас полистаем. Улицы могут очень многое рассказать нам о славных свершениях, об изменениях в обществе, ведь в названиях отображена сама жизнь. На каких улицах вы живете?
Дети называют улицы:
Первомайская, Свердлова, Островского, Ленина, Чапаева, Комсомольская, Пионерская.
Эти названия пришли к нам после революционных событий, в названиях отражена та эпоха. Микротопонимы говорят сами за себя.
А что же было в далеком дореволюционном времени?
Буланова Аня: Улицы не имели официальных названий, почта, доставляемая, в станицу находилась, в руках атамана и каждый должен был в правление прийти за ней сам. Но в народе каждая улица имела свое название, по фамилии богатого казака, у него и дом получше и хозяйство крепкое.
Артемова Мария: улица Ленина называлась Дороховой, сохранился его двухэтажный дом. Жена Дорохова была почетной блюстительницей станицы. Я держу в руках похвальный лист, выданный Новичковой Евдокии, на котором можно увидеть фамилию Дороховых. Грамота подписана М.Дороховым. В окрестностях станицы были Дороховские луга, которые помнят до сих пор старожилы. Казак Дорохов имел пасеку, владел черепичным заводом. Вот такую черепицу изготовляли на заводе. Вы видите музейный экспонат, хранящийся в нашем школьном музее.
Еще у нас в станице был Монашкин угол. У казака Дмитриенко дочь не вышла замуж, в народе ее прозвали монашкой, а место где жила семья, назвали Монашкин угол.
Саша Долженко: Улица Широкая называлась Саловской, на этой улице располагалась мельница, принадлежавшая казаку Салову.
Кузнецова Настя: Современная улица Свердлова именовалась улицей братьев Кандауровых. Братья владели большими наделами земли, имели четыре молотилки, нанимали работников, батраков. У нас в музее есть еще один очень интересный экспонат: цепь для обмолота зерна. Вот она – цепь. Посмотрите, как это орудие труда выглядело, такими цепями ударяли по снопам пшеницы, а братья Кандауровы имели механические молотилки.
Величко Александр: В станице были улицы братьев Васильевых, Акимовская улица (на ней жил казак Аким Граковский )
Очень интересны топонимы, которые возникли по природным признакам. Около лимана улица называлась Хлюповка. Вот посмотрите на экран: так могла выглядеть улица Хлюповка, около берега, привязанные к колышкам лодки, хлюпает, плещется вода.
Еропсанов Сережа: А сейчас на экране изображена улица, называемая Ежевка. Здесь были заросли терна, кучи хвороста, в которых жили ежи, поэтому и называлась Ежевкой.
Учитель: Сейчас мы на экране увидим старые здания, которые расположены на улице Дорохова, а вы мне расскажите об этих зданиях.
Коля Юрчев; Это здание, в котором располагается библиотека, а в 1914 году в нем была открыта мужская гимназия. В 1923 году здесь располагался детский дом, в годы Великой Отечественной войны он стал носить имя Маршала Рокоссовского.
Руденко Коля: Это здание бывшей казачьей управы, ныне администрация сельского совета.
Учитель: Дети, возможно на одном из этих крылечек стояли в сентябре 1918 года царский генерал Корнилов и последний атаман Збронский.
Они обращались к казакам с призывом: не поддерживать новую власть. Одному нашему станичнику, семнадцатилетнему пареньку, захотелось получше рассмотреть Корнилова, протискиваясь вперед, он толкнул пожилого казака. Это увидел атаман Збронский, который тут же наказал юношу ударом атамановой плетки.
Артемова Мария: Этот дом, в котором живет моя бабушка, а много лет назад здесь жил священник Ключанский, его дочь Надежда Стефановна преподавала в церковно-приходской школе. Затем в этом доме жил священник Руткевич. Вы видите похвальные листы, они тоже хранятся в нашем школьном музее. Грамоты подписаны священником Евгением Руткевичем, законоучителем Николаем Руткевичем и начальником училища Георгием Руткевичем.
Учитель: Наша топонимическая тропа ведет нас в удивительный мир природы. Приветливы и разнообразны пейзажи нашей родной станицы.
(На экране Кизиловая балка).
Аня Буланова: В этой балке испокон века росли кизиловые деревья, волчья ягода. Весной кизиловая балка была желтой от цветущих деревьев, а в августе балка была красной от ягод.
Расцветают пролески в лесу,
Запылил орешник над рекою,
И на крыльях журавли весну несут
Нежный лютик улыбнулся нам с тобою
Распустилась верба под мостом,
На осинке листья молодые задрожали
И над желтеньким кизиловым кустом
Труженицы-пчелы зажжужали
( Фото на экране)
На этих снимках вы видите, что Кизиловая балка просит нас о помощи.
Глухова Юля. Тихо речка бежит за станицей
Это милая речка Лаба,
У горы тополей вереница
Здесь и юность моя и судьба
Кузнецова Настя: У Лабы моей бережок крутой,
Пораскинулась здесь Некрасовка.
Это родина. Здесь мой дом родной,
Здесь живут мои дед и бабушка.
Учитель: Степь привольная, я с тобой люблю
Слушать реченьку говорливую.
Лабу-Лабушку, сердцу милую
Речку горную, торопливую
На красивом и высоком берегу реки Лабы пораскинулась наша станица, как написала в своем стихотворении Наталья Сергеевна Киселева. Лаба дала название городам Лабинску и Усть-Лабинску, станице Ново-Лабинской. Топоним Лаба имеет несколько переводов, с персицкого «берег», с тюркского «чудовище», «дракон». Для этого есть все основания, в наиболее узких местах Лаба бурлит, гремит, грохочет.
А у нас в Некрасовской бурную и говорливую речку называют Бегучкой, от глагола бежать. В адыгейском языке Лаба-Лабэ – женское имя.
Наша Лаба воспета в песнях и стихах местных поэтов. Одна из песен принадлежит Михаилу Ивановичу Воронцову, учителю пенсионеру:
«Шуми, бурли моя Лаба:
Я встретился с тобою в детстве раннем
И встречи наши помню до сих пор,
Твоею красотою в сердце ранен
Не мог я оторвать от тебя взор
Шуми, бурли, моя Лаба,
Шуми, бурли, моя судьба
Где б не был, сердцем слышу я всегда
Шумит, бурлит вода».
Когда мои одноклассники в 60-е годы уходили служить в армию, они брали с собой нашу красивую и добрую песню, чтобы петь ее далеко от родной Кубани: в Польше, на Урале, на Камчатке.
(Сейчас прозвучит эта удивительно красивая песня в исполнении учащихся).
Науменко Игорь: Мы соберем яркий букет из россыпей топонимов,
которые имеют отношение к нашей речке.
(На экране фото бережков Лабы).
Любимые места на речке люди ласково называли такими нежными словами: Пшеничка, Свинка, Федулка, Лодочка, Песочек, Кизилка. Свинушкой называли местечко на Лабе, где гора по форме чем-то напоминало Свинку, а Пшеничка, наверное, потому, что на противоположном берегу колосились пшеничные поля, Федулка – это место, где жила одинокая старушка Федулина.
Учитель: В станице не было водопровода, колодцев тоже было мало. Водичку приходилось носить из Лабы на коромыслах. Вот коромысло, зимой казачка надевала ватную кофту и плавно несла домой воду. Я сейчас вам покажу, как носила казачка воду.
Оксана Репенко: Было время, когда на речку нельзя было ходить по одному, было опасно, это было в период Кавказских войн. Ходили на речку под охраной казаков. Отсюда и возникла традиция ходить по воду своей улицей, своим кутком. Когда поднимались в гору, часто отдыхали и пели песни. Я буду сегодня петь со своей бабушкой Анной Васильевной Репенко и ее подругами из фольклорной группы. Бабушка пела с Геннадием Заволокиным, пели для семьи Шолохова. Сейчас прозвучит песня «Мазурочки» - это значит красавцы-казаки.
Как из-за горы,
Едут мазуры.
Едут, едут мазурочки,
Везут, везут барвиночка
На сером коне,
На сером коне.
Учитель: Станица расположена на горе. Если есть горы – значит есть и кручи. О каких кручах вы знаете?
Юля Глухова: Есть у нас Кислова круча. Почему Кислова, да потому что неподалеку стоял домик Кисловых. Кислова-Ситникова Раиса Платоновна учительница нашей школы.
Учитель: Очень интересное место Чернова круча. Черновы – это богатые казаки. На Чернову кручу в день Троицы выходят женщины станицы Некрасовской, чтобы собрать целебные травы и спеть свои любимые песни, одна из которых «Победный воробей», которая у нас в станице считается «Троичной» песней, эту песню обязательно поют на Троицу.
(Звучит в исполнении фольклорной группы песня «Победный воробей»).
В районе Черновой кручи было место, которое называлось Хоперка. Об этом мне рассказала мама моей подруги Валентина Григорьевна Лияскина, к сожаленью, тети Вали уже нет в живых. Она говорила, что на горе жил человек, которого называли Хопёрец, он выжигал горшки. Вот вы видите хоперские горшки. Это тоже экспонаты музея.
Артемова Мария. Наш рассказ о Некрасовской будет неполным, если мы не расскажем о колодцах. В станице было несколько колодцев. Около чьего дома был выкопан глубокий колодец, имя этой семьи он и носил: Лыковский, Уваровский, Вакулинский, Кретовский.
Учитель: А по пути в Усть-Лабинск, под горой был колодец Логачевский. Посмотрите на экран. Это колодец дедушки Логачева. Шел человек пешком из Усть-Лабинска в ст.Некрасовскую, на пути Логачевский колодец, можно было здесь отдохнуть, испить вкусной колодезной водички, побеседовать со словоохотливым стариком и держать путь дальше.
Колодцы выкладывали кирпичом, по всей видимости, вот таким. Это кирпич изготовлялся на Шараповском кирпичном заводе.
(На экране фотографии, на которых изображены лиманы, колодцы,
существовавшие в станице).
Юля Рак. У нас в станице было много лиманов, во время дождей они наполнялись водой, углублялись лиманы искусственно. Это Мальцев лиман, Сундеевский, Петровский. Вот так мог выглядеть Пацев лиман. Посмотреть на экран, на нем видите дом (казака Пацева, лиман, лодки у берега). Учитель: ( на фоне красивого пшеничного поля)
Вот и подошла к концу наша тропа топонимов. Но наш костер не погашен, он еще ярче разгорается теперь уже на берегу степной речки Зеленчук, вдоль которой вереницей тянулась цепочка хуторов: Мухин, Ковалев, Овсянников, Кузнецов, Тюнин, Канищев, Андреев. Сейчас этих хуторов нет, остались только холмики, овражки, гребли.
На Тюнинских, Дороговских, Канищевых землях колосятся хлеба уже не существующего колхоза «Россия» - теперь Управляющей компании «Вольное дело».
За станицею моею пшеничное море
И ромашки цветут на зеленом лугу…
Раздольная, широкая, милая сердцу кубанская степь, ласкает наш взгляд и манит своей красотой.
Я хочу тебя степь кубанская
Пересечь верхом на коне гнедом
На твоей земле, степь раздольная,
Расцвести бы мне голубым вьюнком.
1-й ученик.
Как у нас на Кубани
Шелком стелются травы,
Как у нас на Кубани
Люди дружат со славой.
2-й ученик.
Зори блещут багрянцем
На просторные хаты,
И гордятся кубанцы
Своим краем богатым.
Дети исполняют песни:
На Кубани мы живем,
На родной Кубани,
Песни звонкие поем,
Славимся делами
Не найти в России милой
Благодатней края.
Ты, Кубань-кормилица,
Ты Кубань-кормилица,
Сердцу дорогая.
Учитель: И пусть этот щедрый и вкусный каравай, которым мы приветствуем вас, наших дорогих гостей, будет символом богатства, доброты и связи поколений, так как выращен он на некрасовском хлебном поле, на земле, на которой 1 июня 1901 года в ст.Некрасовской Кубанской области американская фирма Макъ Кормикъ испытывала свои сноповязалки. Я держу фото в раме, которому более 100 лет. И пусть живет наш школьный музей, наполняется новыми материалами, которые будем собирать мы с вами. И пусть дышит земля, пусть оживает история, старинные летописи и карты, и прошлое время не властно над ним.